Обеспечивающие процессы это социально-психологические и социально-педагогические процессы, которые способствовали формированию у учащихся, воспитанников ценностно-смысловой сферы и представлений о социальной реальности, формировали социальные установки и привычки, содействующие их адаптации в обществе;
социально-экономические факторы это процессы, оказывающие влияние на воспроизводство населения, обеспечивающие условия для развития экономики, общества, культуры и духовного развития личности, которые объективно определяют социально-нравственный климат трудовых коллективов;
гуманитарные и социально гуманитарные факторы это факторы, обеспечиваюшиие формирование и сохранение нравственных ценностей в современном обществе. Они способствуют развитию и расширению сферы нравственного воспитания, учебной деятельности и адекватного, основанного на собственной теоретической позиции представления о морали;
коммуникативные и коммуникативно - психические факторы способствуют развитию познавательных способностей личности, формированию коммуникативных умений в разных видах деятельности и общения, формируют социально адекватные поведенческие установки и поведение;
личностно-деятельностные и личностно - деятельностные - выражают роль и значение отношений, обусловливающих развитие личности в социуме, ее ценностную систему, выражают потребность учащихся в саморазвитии и самосовершенствовании, которые приобретают необходимый уровень только в процессе собственной деятельности.
Совокупность способов, форм, средств и методов, влияющих на формирование ценностных представлений о морали, структурно выражает систему теорий морали, к которым относятся:
социологическая теория;
теория межличностных отношений;
теории социального научения;
социальная психология и социальная педагогика.
Эти теории, каждая в отдельности и все они вместе представляют собой целостное учение, которое рассматривает мораль как совокупность знаний, норм и ценностей, которые усвоены индивидом, а затем воплощены в поведении, поступках и действиях, обусловленных социокультурными условиями и личностной позицией личности.
Мораль как система знаний о нравственности, обязанностях человека и обществе, а также об основаниях и предпосылках поведения человека, приобретаемых в процессе воспитания и саморазвития, возникла в рамках социологического мировоззрения. Изложенное означает, что она представляет собой в первую очередь способ познания общества как субъективно-личностное представление о нем, системой норм и правил поведения человека в обществе. Как разновидность социальной психологии, социология изучает общие закономерности, которые отражают взаимосвязь и взаимодействие обществ, их культуры и морали.
Основными формами проявления морали являются моральные ценности и моральное сознание. В содержательном плане они определяются двумя взаимосвязанными и взаимозависимыми процессами: усвоением индивидными личностями моральны.