Расшифровка aida-8.1)
«Аида (сирена) – музыкальный инструмент, получаемый путём смешивания христианского хорала и нескольких мелодий мусульманских минаретов. Это инструмент с тремя струнами, которые служат для настройки хорового и речевого диапазона одновременно. Название ‘ада’ переводится как ‘а'тай’, ‘а ’тай‘ в значении ‘сильный, громкий’, а ‘ид’, по-видимому, означает ‘звук’. Современный инструмент ‘адата’ состоит из треугольной доски с натянутыми на неё струнами (трёхстворчатой), на одной из которых закреплён специальный смычок (алтынай), у которого задняя струна, присоединяемая к среднему ноту, натянута сильнее, чем остальные. Эту струну используют для настройки, так как звуки, издаваемые ею, считаются наиболее возвышенными и деликатными, а также для различных музыкальных целей. Нередко для „адаты“ используют также комплекс, состоящий из двух, трёх или четырёх струн. Современные струны издает такое же звучное звучание, как и струны „адата“, но из-за более грубой обработки они менее известны».
«Синай» («Сияние») – произведение Я. Айзенштадта, написанное в 1942 году в Будапеште.
Уникальность «Синая» заключается в том, что за всю историю его творчества было создано только три подобных произведения, которые были написаны композитором на одной и той же основе: «Шесть пьес для трёхголосого ансамбля» («Сюита»).
Третья сюита (1949-1950) – камерный цикл, написанный для скрипки, флейты, арфы, фортепиано, баса, гобоя, клавесина, органа, а так же солирующих гитар. Ознаменовало зарождение новой стилистики в творчестве Хачатуряна. Своеобразно по композиции и по звуку, «Сияния» отличаются от предыдущих пяти, тем самым, представляют собой некое уникальное явление в музыкальном искусстве.
Одна из крупнейших композиций «Сонатий» – «Шестая пьеса для духового оркестра» («Горе»), написанная в 1946 году. Звучание этого произведения не может оставить равнодушным того, кто привык находиться в постоянном движении, как писал А. Хачатуров, «из состояния полного покоя в состояние полной суеты и тогда, когда в последни.