Жаргонные слова), в совокупности образуют его использование в речи. В других случаях понятие "язык" используют как синоним "речи", "искусства общения". Пространство "языка" называют "языком города", "народным языком", "неразборчивым языком" (например, во франкоязычной Америке и испаноязычной Латинской Америке широко употребляется жаргон "урду"). В семантике "языков", и особенно в их грамматической теории, большую роль играют "языковые планы", или "языковая система", данные, которые имеются о языке и на которых строится "языковой план". Так, утверждается, что фонемы имеют место только в пределах определенного языка, а грамматические категории и синтаксис существуют в единстве с лексикой как внутри языка, так и за его пределами. Это нашло выражение в концепции "вещества языка", согласно которой язык — это форма проявления универсальной культурной памяти. Согласно этой концепции, представление о мировой грамматике и категориальном аппарате языка — это конструкция, искусственная, непрочная, и, так же как и грамматика всех других систем познания, она не может быть предметом реального изучения. Но это вовсе не означает, что структура языка статична или что его законы и категории безусловно универсальны. Язык — это самая большая система абстрактного мышления, которая существует в мире, выражение человеческого сознания, и нет ничего более абстрактного и того, кто определяет ее, чем человек, ее создавший. Именно язык несет в себе важнейшую долю смысла человеческого бытия. С позиции синергетического подхода, язык — не просто "структура" или "форма", а "великий и всеобъемлющий процесс", в котором происходит слияние индивидуального и универсального (образующая "абстрактного или природного") и на котором лежит печать личного и духовного опыта. В нем проявляются самосознание личности (личность "человека текста" — Д. В. Новиков) и коллективная и индивидуально-коллективная человеческая жизнь (безмолвный, коллективный "человек слова" — Е. П. Карпова), потому что "человек текста" вовлечен в такие сложные взаимоотношения с другими людьми, которые выходят за пределы его собственной личности и делают его субъектом внешнего мира. Сам язык — объект со скрытой природой, и это помогает выдвинуть гипотезу о существовании в нем определенных скрытых сил, которые "раздвигают", "растягивают" его границы. Подобно языку других систем, человеческий язык в силу своих свойств обладает способностью "к самообу.