Провокативная психология"? Следует, очевидно, обратиться к вопросу о её природе. Этот вопрос является центральным для всей психологии и особенно для её методологии.
Вопрос о природе психологической мотивации возник как раз в период формирования структурной психологии. Многие представители структурной школы, в частности А. Бине, утверждали, что индивид не только способен к возникновению произвольных мотивов, но даже не нуждается в них. Если необходимость в деятельности субъекта возникает, то в ходе развития эта необходимость в значительной мере погашается, а мотивы деятельности превращаются в побочные продукты развития, играющие роль "обучения действий" (выражаясь язык М. Вебера). Сам А.Бине считал, что любое поведение человека направляется стремлением к удовлетворению физиологических потребностей организма, которые и действуют в качестве мотиваций. Эта точка зрения впоследствии была подвергнута критике, и в настоящее время психика человека рассматривается в качестве не только бессознательной, но и сознательной.
Другая точка зрения – это точка зрения А.Адлера, который утверждал, что все проблемы психологии возникают из-за того, что психология по существу изучает не мотивацию, а скорее поведение. При этом поведение не только мыслится как функциональный аспект человеческой деятельности (здесь есть элементы психоаналитического понимания психики), но и как психический процесс, а поведение рассматривается как продукт протекания психических процессов. Это общее место не является предметом рассмотрения данной статьи. Мы остановимся на вопросе о природе мотивации человека, её отличии от, например, поведения животных.
На первых этапах развития психологии потребность в потребности рассматривалась как содержание сознания. Потребность (хотя бы и неосознаваемая) рассматривалась либо как вещь, которую человек желает, а его желания выражаются в стремлениях, либо как свойство, качество, потребность в благах и т.п. Можно сказать, что и сейчас в психологии продолжают настаивать на первичности биологических потребностей по отношению к потребностям культурно-психологическим. Это в корне неверно: потребность и её удовлетворения являются продуктами всего лишь двух фаз человеческой активности (потребности и действия). Поэтому поведение животных не может быть понято как психологическая, а тем более как психологическое поведение человека. Показательно, что психологическое изучение поведения животных началось лишь с работ К. Лоренца (автора знаменитого "феномена Шерлока Холмса") и Б.Ф. Скиннера, которые, однако, несмотря на свою новую концепцию, по существу сохранили самые основные, определяющие черты концепции Ж. Пиаже.
В самом начале развития психологии было немало попыток объяснить психологическое через психофиз.